Приказ Ростуризма от 11.07.2007 № 66 «Об утверждении Типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
ПРИКАЗ
от 11 июля 2007 г. N 66
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ СТРУКТУРЫ
РЕГИОНАЛЬНОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях совершенствования разработки региональных (муниципальных) программ развития туризма субъектов Российской Федерации и обеспечения их методологического единства приказываю:
1. Утвердить типовую структуру региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации (Приложение 1).
2. Рекомендовать субъектам Российской Федерации руководствоваться данной типовой структурой при разработке региональных (муниципальных) программ развития туризма субъекта Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Руководителя А.И. Ярочкина.
Руководитель
В.И.СТРЖАЛКОВСКИЙ
ТИПОВАЯ СТРУКТУРА
РЕГИОНАЛЬНОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Главное назначение типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации (далее - Типовая структура) - обеспечение методологического единства региональных (муниципальных) программ и согласование их с государственной стратегией развития туризма.
Региональная (муниципальная) программа развития туризма субъекта Российской Федерации (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий в сфере туризма, реализуемых на территории субъекта Российской Федерации.
Программа разрабатывается и реализуется субъектами Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Типовой структуры и включает паспорт Программы согласно Приложению к Типовой структуре (таблица 1).
Основной целью Программы является стимулирование процесса развития сферы туризма, создание современной туристской инфраструктуры.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Оценка текущего состояния туристской отрасли
субъекта Российской Федерации
1.1. Характеристика состояния туристской отрасли субъекта Российской Федерации
В Программе следует отражать общую характеристику состояния туристской отрасли субъекта Российской Федерации:
1. Анализ преимуществ субъекта с точки зрения туристской привлекательности:
1.1. Географическое положение
1.2. Климат региона
1.3. Экологическая обстановка
1.4. Наличие туристских объектов и маршрутов
2. Динамика развития туристской сферы субъекта
2.1. Динамика туристских потоков
2.2. Объемы туристско-экскурсионных услуг
3. Анализ перспективных факторов развития туризма
4. Состояние существующей туристской инфраструктуры:
4.1. Количество и уровень средств размещения (гостиницы, отели, пансионаты, санатории, базы отдыха и пр.)
4.2. Сфера питания (рестораны, кафе, бары и пр.)
4.3. Транспорт
4.4. Культурно-развлекательные учреждения (театры, кинотеатры, музеи, парки и пр.)
5. Региональное (муниципальное) законодательство в сфере туризма
6. Количество туристских компаний, работающих на рынке субъекта и объем предоставляемых ими услуг; количество занятых в сфере туризма
7. Государственное регулирование на региональном уровне, объемы финансирования туристской отрасли
8. Рекламно-информационная деятельность в сфере туризма
9. Возможные сценарии и тенденции развития туризма
Анализ рекомендуется проводить с использованием таблиц 2 - 3 (Приложение к Типовой структуре). Для объективной оценки текущего состояния туристской отрасли субъекта Российской Федерации набор анализируемых показателей целесообразно расширить, а их значения сравнивать с показателями регионов-соседей или регионов, сходных с субъектом Российской Федерации по специализации и типу хозяйства, а также с показателями по федеральному округу и Российской Федерацией в целом.
1.2. Основные проблемы в развитии туристской отрасли субъекта Российской Федерации:
Анализ состояния туристской отрасли субъекта Российской Федерации целесообразно завершить характеристикой основных проблем, решение которых и составит основное содержание Программы.
Выявление основных проблем развития создает объективную основу для системного построения целей и задач Программы и позволяет распределить их по этапам Программы.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Формируемые в данном разделе цели и задачи Программы развития туризма субъекта Российской Федерации определяются на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Целями разработки Программы являются:
- определение приоритетных направлений и целей развития субъекта Российской Федерации;
- оценка потенциала развития туристской сферы субъекта;
- обеспечение согласованности действий государственных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- определение основных направлений деятельности субъекта Российской Федерации по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией.
Типовые задачи для большинства программ могут состоять в следующем:
- стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры);
- формирование современной нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристической деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма;
- создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
- обеспечение развития социального туризма в Российской Федерации;
- стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого предпринимательства в этой области;
- создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоения новых туристических районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом;
- содействие в разработке и внедрении на отечественном туристическом рынке прогрессивных технологий туристического обслуживания;
- совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности;
- создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров;
- развитие отраслевой туристической науки, осуществление комплекса базовых научных исследований в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях.
Реализацию Программы целесообразно осуществлять поэтапно, при этом этапы реализации Программы определяются местными условиями региона, поставленными целями и задачами, характером выполнения мероприятий Программы.
Исходя из цели, задач и этапов Программы, разработана система мероприятий по ее реализации.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий является совокупностью институциональных и правовых преобразований, конкретных инвестиционных проектов и некоммерческих (социальных, экологических, других) мероприятий, выполнение которых обеспечивает осуществление Программы в целом.
Все программные мероприятия рекомендуется сгруппировать в соответствии с целями Программы развития туризма субъекта Российской Федерации.
Каждое мероприятие характеризуется:
- целью;
- конкретным планом действий по достижению заданной цели;
- планируемым физическим объемом производства (для инвестиционных проектов);
- объемом и источниками финансирования;
- показателями эффективности: значением чистой прибыли, платежей в бюджеты всех уровней, сроком окупаемости, числом новых рабочих мест (для инвестиционных проектов);
- результатами реализации с точки зрения обеспечения потребностей населения, улучшения межрегиональных связей, экспортно-импортной составляющей и т.д.
Перечень программных мероприятий приводится в Приложении к Типовой структуре (таблица 4).
4. Механизмы реализации Программы
В главе содержится описание организационных, экономических и правовых механизмов, необходимых для полноценной реализации Программы.
В Программу рекомендуется включать указания на основные механизмы ее реализации, такие как:
- экономическая политика органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- механизм частно-государственного партнерства;
- проведение открытых конкурсов;
- изменение законодательно-нормативной базы;
- привлечение внебюджетных средств;
- реализация инвестиционных проектов и др.
Ежегодно проводимый мониторинг и оценка эффективности реализации нормативно-правовых, институциональных преобразований субъекта Российской Федерации будут являться одним из критериев при рассмотрении вопроса о финансировании за счет средств федерального бюджета программных мероприятий на очередной финансовый год.
5. Ресурсное обеспечение Программы
В данном разделе определяется общий объем финансирования Программы с указанием всех возможных источников финансирования, источники их формирования, финансовые механизмы (институты), направления и виды расходования средств (безвозмездные субсидии, кредиты, гарантии, дотирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, страхование и др.), сроки их выделения.
Распределение объема финансирования программных мероприятий по источникам и годам реализации Программы может быть представлено в виде таблицы 5 (Приложение к Типовой структуре).
В качестве финансовых источников могут быть:
- средства федерального бюджета;
- средства бюджета субъекта Российской Федерации, а также бюджетов муниципальных образований, в него входящих;
- собственные источники финансирования заявителя проекта;
- другие внебюджетные источники финансирования.
Обязательными источниками финансирования из вышеперечисленных выступают средства регионального бюджета, а также внебюджетные источники.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом
ее реализации
Формы и методы управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком Программы.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы.
К основным функциям государственного заказчика Программы могут быть отнесены:
- подготовка проекта Программы, его согласование с заинтересованными органами власти региона и федеральными органами исполнительной власти, представление на утверждение уполномоченным органам государственной власти региона;
- координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций;
- непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий, обеспечивающих институциональные и структурные преобразования;
- подготовка отчетов о реализации Программы, внесение предложений в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти по корректировке Программы.
III. ПРИЛОЖЕНИЕ К ТИПОВОЙ СТРУКТУРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ
(МУНИЦИПАЛЬНОЙ) ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Таблица 1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Паспорт Программы содержит краткие сведения о Программе, включая ее основные параметры, по следующей форме:
Наименование программы |
|
Основание для разработки программы |
(Наименование, номер и дата
|
Государственный заказчик программы |
|
Основные разработчики программы |
|
Основная цель программы |
|
Основные задачи программы |
|
Сроки и этапы реализации программы |
|
Перечень подпрограмм и основных
|
|
Исполнители подпрограмм и основных
|
|
Объемы и источники финансирования
|
|
Система организации контроля
|
|
Ожидаемые конечные результаты
|
|
Таблица 2
СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ СУБЪЕКТА (В ЦИФРАХ)
Наименование
|
Единицы
|
Базовый
|
Прогнозные данные по
| |||
Количество средств
|
ед. |
|
|
|
|
|
Совокупный номерной
|
койко-мест |
|
|
|
|
|
Среднегодовая
|
% |
|
|
Назад в раздел