часы для сайтов
Карта сайта

Проект Концепции создания на территории Новосибирской области туристско-рекреационных парков



КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ПАРКОВ

Новосибирская область позиционируется как крупный туристский центр Сибири, обладающий возможностями проведения крупных конгрессно-выставочных, деловых, спортивных и культурных мероприятий. Имеются туристско-рекреационные ресурсы для полноценного отдыха: минеральные источники и лечебные грязи, соленые озера, охотничьи и рыболовные ресурсы, которые позволяют увлекательно отдохнуть в любое время года.
Среди всех видов туризма наиболее востребован туризм, ориентированный на восстановление и развитие физических и психологических сил человека, повышение его трудоспособности, здоровья, увеличение продолжительности жизни. Рекреационный потенциал территории имеет решающее значение для развития внутреннего и въездного туризма.
Жемчужиной Новосибирской области является Новосибирское водохранилище, площадь которого занимает 1082 кв. км. Это - излюбленное место отдыха новосибирцев и жителей других регионов.
Однако, наличие туристско-рекреационного потенциала не является достаточным условием развития современного рынка туриндустрии, на который влияют состояние материально-технической базы, инфраструктура, объем привлекаемых инвестиций.
В Новосибирской области имеется определенная инфраструктура для развития ту¬ризма: 105 гостиниц различной ведомственной принадлежности, 78 санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз отдыха, большинство из которых в нашей области построены более 30 лет назад и не отвечают современным требованиям, предъявляемым к туристским объектам. Действующие объекты туристской индустрии в районах Новосибирской области, как правило, не приспособлены для круглогодичной работы, что, в свою очередь, ведет к большим издержкам и не дает возможности создать качественный туристский продукт.
Развитие въездного и внутреннего туризма в Новосибирской области существенно сдерживается недостаточно развитой инфраструктурой отдыха, малым ассортиментом туристического продукта.
Из опыта стран-лидеров мирового туризма видно, что туризм эффективно может развиваться только при создании круглогодично действующих туристско-рекреационных парков, состоящих из набора комплексов-кластеров с единой инженерной инфраструктурой, транспортной доступностью.
Туристско-рекреационный парк – это комплекс природных, исторических, социально-культурных ресурсов и объектов туристского показа, сконцентрированных на определенной территории и приспособленных для организации отдыха и оздоровления граждан. В нем максимально используется природно-ресурсный потенциал, способный приносить значительный социально-экономический эффект.
Группа взаимосвязанных специализированных объектов, инфраструктуры и услуг – кластеров, сконцентрированная на территории туристско-рекреационного парка, взаимно дополняет друг друга и усиливает его конкуренцию.
В период финансового кризиса затруднен поиск и возможность привлечения крупного инвестора на освоение всего комплекса туристско-рекреационного парка. В то же время малый и средний бизнес Новосибирской области и Сибири в состоянии участвовать в таких программах с объемом инвестиций от 2 до 10 миллионов рублей.
В целях создания конкуренции на рынке услуг, а также для снижения нагрузки по созданию инженерной инфраструктуры на одного инвестора, предлагается территорию туристско-рекреационного парка разделить на участки для привлечения двух и более участников для ускорения строительства объектов парка, предусмотренных генеральным планом. При этом стоимость строительства инженерной инфраструктуры всего парка предлагается разделить на площадь парка и, таким образом, участник оплачивает часть стоимости инженерных сетей, пропорциональную занимаемой площади. На выделенном участке, имея возможность подключения к инженерной инфраструктуре (электроэнергии, теплоснабжению, воде, канализации и т.п.), участник, в соответствии с генеральным планом возводит объект или кластер за счет собственных ресурсов или на привлеченные кредиты коммерческого банка. В дальнейшем участник имеет возможность получить право собственности на построенный им объект, а также выкупить у управляющей компании объекты инфраструктуры по их оценочной стоимости.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ПАРКОВ

Основной целью создания туристско-рекреационных парков на территории Новосибирской области является развитие внутреннего туризма, полноценный отдых, укрепление здоровья жителей области, воспроизводство трудовых ресурсов и увеличение продолжительности жизни при решении следующих задач:
- поддержание имиджа Новосибирской области как крупного туристического центра Сибири;
- подготовка территории к комплексному освоению, создание условий, стимулирующих привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры Новосибирской области, эффективное использование природного потенциала;
- создание дополнительных рабочих мест в сельской местности, реализация антикризисных мер по получению местными жителями новых специальностей, развитие народных ремесел, производства сувенирной продукции;
- создание условий для дополнительного поступления средств в бюджеты всех уровней.
Основной потребитель услуг туристско-рекреационных парков – граждане со средним доходом из Новосибирской области, соседних регионов Западной Сибири, а также жители Крайнего Севера, ближнего и дальнего зарубежья.

II. СТРУКТУРА И АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ПАРКОВ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Московским ЦНИИП градостроительства Российской академии архитектурных и строительных наук на территории Новосибирской области определены туристско-рекреационные зоны международного, федерального и областного значения, обладающие наибольшим природным, рекреационным и другим потенциалами, востребованными в современных условиях как российскими, так и зарубежными туристами. Кроме того, данные зоны являются «опорным каркасом», включающим в себя города, населенные пункты и дорожную сеть, которая скрепляет и способствует развитию рекреационного хозяйства области, формированию туристско-рекреационных парков и туристских кластеров.
Создание туристско-рекреационных парков, в первую очередь, планируется в зонах туризма международного и государственного значения, как активно востребованных туристской отраслью и обладающих наибольшим привлекательным потенциалом для притока инвестиций. Это – территории Новосибирска и Бердска, Новосибирского водохранилища, а также перспективных зон в районе озер Карачи, Горькое, Лебяжье.
При предварительной проработке возможных мест создания новых туристских объектов были выявлены неиспользуемые земли, а также неэффективно используемые туристские объекты (например, база отдыха «Металлург», детский оздоровительный лагерь «Огонек», санаторий-профилакторий «Кристалл»), находящиеся в государственной собственности Новосибирской области.
Определены принадлежность земель и кадастровые номера участков на побережье Новосибирского водохранилища в районе сел Новый Шарап, Боровое, Береговое, на которых предлагается рассмотреть возможность создания туристско-рекреационных парков.
Подготовка модели туристско-рекреационного парка, окончательный подбор земельных участков и другие вопросы будут решены в процессе работы рабочей группы по разработке вопросов, связанных с созданием на территории Новосибирской области туристско-рекреационных парков, утвержденной распоряжением Губернатора Новосибирской области от 27.04.2009 № 109-р (далее – рабочая группа).

2.1. Структура туристско-рекреационных парков

Туристско-рекреационные парки могут иметь следующий набор кластеров:
- мест проживания,
- оздоровительного
- спортивного,
- культурно-познавательного,
- развлекательного,
- пляжного,
- пикников,
- общественного питания,
- торгового,
- бытового обслуживания,
- транспортного,
- административного,
- инженерной инфраструктуры,
- телекоммуникационного и т.п.

При проектировании туристско-рекреационных парков набор кластеров определяется исходя из географических и природных особенностей территории.

2.2. Предлагаемый алгоритм создания туристско-рекреационного парка

Создание туристско-рекреационного парка ТРП-1 – «пилотный» проект, на котором предлагается отработать модель и технологию создания туристско-рекреационных парков в Новосибирской области.
2.2.1. Администрацией Новосибирской области создается открытое акционерное общество «Управляющая компания «Туристско-рекреационный парк», единственным акционером которой является администрация области. В качестве вклада в уставной капитал управляющей компании администрация области вносит принадлежащие ей земельные участки и объекты недвижимости.
2.2.2. Управляющая компания для осуществления своей деятельности привлекает кредитные ресурсы коммерческих банков под залог имущества и средства инвесторов-участников парка.
2.2.3. Управляющая компания осуществляет подготовку проекта генерального плана территории парка, проекта парка, технико-экономического обоснования, геодезических работ и строительства инженерной инфраструктуры.
2.2.4. Управляющая компания ведет работу по продвижению проекта создания туристско-рекреационного парка и привлечению инвесторов-участников проекта.
2.2.5. Управляющая компания выступает заказчиком застройки туристско-рекреационного парка, соблюдая архитектурные и планировочные решения, которые должны соответствовать основной концепции создания экологически чистого места отдыха и развлечений, максимально вписанных в ландшафт.
2.2.6. Управляющая компания осуществляет застройку инженерной инфраструктуры парка.
2.2.7. После завершения строительства инженерной инфраструктуры управляющая компания выделяет участки земли с подведенными коммуникациями под застройку согласно генеральному плану.
2.2.8. На каждый этап реализации Концепции разрабатываются необходимые нормативно-правовые документы с рассмотрением их на заседаниях Совета администрации Новосибирской области.

2.3. Привлечение местных ресурсов в туристско-рекреационные парки

Предполагается конструктивное сотрудничество с администрациями муниципальных районов по привлечению:
существующей инфраструктуры районов к деятельности создаваемых туристско-рекреационных парков;
местных трудовых ресурсов для работы в качестве персонала парка;
малых, средних предприятий и частных предпринимателей района для организации предоставления различных туристско-рекреационных услуг на территории создаваемых парков в местах проживания, питания, отдыха и развлечений;
объектов культуры, народных промыслов к организации досуга и экскурсионного обслуживания отдыхающих.
В целях обеспечения разнообразия предоставления услуг для отдыхающих инициируется создание объектов сельского туризма и организации соответствующих экскурсий.

2.4. Информационное сопровождение мероприятий по созданию туристско-рекреационных парков

Предлагается осуществлять целенаправленную политику по организации общественного мнения о Новосибирской области как туристско-привлекательном регионе, гласное обсуждение инициатив и проектов в данной области.
Осуществлять через средства массовой информации позитивную поддержку проектов создания туристско-рекреационных парков с целью привлечения инвесторов-участников.

III. ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ

Реализация Концепции позволит получить следующий социально-экономический эффект:
- туристско-рекреационные парки станут объектами, призванными значительно повысить уровень туристической, инвестиционной и культурной привлекательности Новосибирской области и Сибирского федерального округа;
- рост занятости как непосредственно в туристической сфере, так и в смежных видах деятельности (строительство, транспортная, торговая, финансовая инфраструктура и др.), принятие антикризисных мер по переобучению людей, потерявших работу в других отраслях, создание в сельской местности новых рабочих мест;
- увеличение количества налоговых поступлений от туристской деятельности в бюджеты всех уровней;
- рациональное использование имеющейся материальной базы, объектов природного и историко-культурного наследия;
- вовлечение в туристскую сферу инвестиционных ресурсов, использование уникального природного потенциала и географического преимущества области;
- оздоровление и повышение уровня культуры жителей области.
Туристско-рекреационные парки позволят консолидировать и сосредоточить экономические, рекреационные, трудовые и инвестиционные ресурсы, удовлетворить спрос на производимый ими туристский продукт. При этом наполнение туристско-рекреационных парков набором услуг будет определяться в зависимости от специфики территории, на которой они будут располагаться.

Назад в раздел